Ежегодно в мире выпускается более миллиона акустических гитар самых разных ценовых и «массогабаритных» категорий. И как минимум половина из них находит своего покупателя: кто-то любит громкий звук и выбирает большие гитары, у кого-то короткие «баянные» пальцы и ему подходят гитары поменьше. А кто-то вообще играет очередной десяток лет, выступает каждый день и покупает мастеровую гитару, созданную по его эксклюзивному заказу.
В прошлых статьях мы выяснили, из каких частей состоит гитарный корпус и почему его нужно покрывать лаком. Сегодня же – разберёмся, какие формы гитарных акустических корпусов существуют в природе и почему гитары живут дольше слонов.
Гитара Дредноут (Dreadnought)
Имея один из самых больших корпусов, гитары типа дредноут входят в пятёрку популярнейших форм-факторов. Своё название эти «гиганты» получили в честь гигантов морских – семейства линейных кораблей, первым из которых был HMS Dreadnought, спущенный на воду в далёком 1906 году. Первые гитары с такой формой корпуса были разработаны мэтрами мирового гитаростроения – американской компанией C. F. Martin & Company в 20-х годах прошлого века.
Звук у дредноутов громкий и хорошо сбалансированный по всем частотам (низким, средним и высоким), но нужно понимать, что звук каждой гитары зависит от материала корпуса и грифа. Во многих источниках пишут, что играть на таком «гиганте» лучше всего медиатором, однако мой личный опыт говорит, что при игре пальцами можно получить не такой громкий, но очень приятный уху звук. Послушайте сами!
Дредноуты могут выглядеть по-разному: у них могут быть узкие или широкие «плечи», а также присутствовать или отсутствовать катэвэй.
Гитара Джамбо (Jumbo)
Второй тип большого и «громкого» корпуса, является любимчиком кантри-гитаристов. Своё название эти гитары получили от имени циркового слона по кличке Джамбо. Этот слон считается первым в истории зоопарковым и цирковым животным, получившим устойчивую всемирную известность. Увы, в 1885 году Джамбо погиб в возрасте 25 лет в результате несчастного случая на железной дороге. А вот форма гитарного корпуса осталась. Живёт, цветёт и здравствует.
Создатель форм-фактора, фирма Gibson, выпускает большой ряд гитар типа Jumbo, но когда кому-то из сотрудников фирмы стало скучно, было решено сделать Super Jumbo – гитару с ещё большими габаритами. Так большая гитара стала ещё больше. И ещё громче.
Гитары с подобным типом корпуса выпускались и в дореволюционной России. Самая известная из них, гитара мастера М. В. Ерошкина (образца 1912 года), выпускается сегодня российской фирмой Doff и имеет название RGJ «Русское джамбо».
Гитара Orchestra (Auditorium)
Исторически сложилось, что гитара из-за своей «тихости» не попала в оркестр. К тому же, в оркестре звук какого-нибудь дредноута или джамбо просто «растворятся», залезая в «чужой» частотный диапазон. В связи с чем встал закономерный вопрос: что будет, если сделать дредноут немного меньше и заставить его простирающийся на тысячи километров звук звучать более направленно, как у оркестровых инструментов?
Инженеры компании C. F. Martin & Company пораскинули мозгами и создали видоизменённый корпус, который дёт хороший звенящий звук, выделяющийся на фоне смычковых и духовых. И хотя гитара полностью оркестровым инструментом ещё не стала, форм-фактор Orchestra, он же Auditorium, занял почётное место на мировой эстраде.
«Оркестрово-аудиторные» гитары отличаются друг от друга размерами: