skladgitarКазань

Выбираем бас-гитару

Бас-гитара является неотъемлемой частью музыки со второй половины прошлого века. Этот инструмент, также известный как электрический бас, расширил возможности рок-музыки, джаза, поп-музыки, кантри, хип-хопа, R&B и даже классической музыки. В умелых руках бас - чрезвычайно мощный инструмент, привносящий в музыкальные композиции чувство и настроение.



Стандартный бас имеет четыре струны, настроенные E-A-D-G, что соответствует четырем нижним струнам гитары. Однако басовые струны намного толще, потому что они настроены на октаву ниже. Разнообразие дизайнов бас-гитар развивалось параллельно с электрогитарой. Ряд проверенных временем стандартных дизайнов были изобретены классическими производителями, такими как Fender и Gibson, и были позже скопированы и изменены другими компаниями. Fender Jazz Bass - хороший тому пример: он копировался бесчисленное количество раз до мельчайших деталей, и некоторые производители модифицировали его, чтобы он соответствовал модельному ряду их инструментов.




Многие продвинутые музыканты используют басы с пятью или даже шестью струнами. Использование пятиструнных и шестиструнных бас-гитар началось в конце 1970-х такими виртуозами, как Энтони Джексон. Пятиструнный бас обычно имеет низкую струну си, в то время как шестиструнная модель добавляет высокую струну до.



Некоторые индивидуалисты даже используют бас-гитары с семью и более струнами. Такие инструменты называются ERB (басы расширенного диапазона). Но независимо от того, насколько понятны такие инструменты для некоторых музыкантов, для начинающих обычно достаточно четырехструнного баса. Многие легендарные бас-гитаристы играли и играют на четырехструнных басах и по сей день, среди них Джако Пасториус, Джефф Берлин, Маркус Миллер, Стэнли Кларк, Фли, Стив Харрис, Джек Брюс, Крис Сквайр.




Популярность акустических бас-гитар возросла благодаря «MTV Unplugged», где были представлены живые выступления с минимальным усилением. С точки зрения звука акустические бас-гитары характеризуются объемным тоном с сильным акустическим оттенком, поскольку колебания струн резонируют в большом полом корпусе. Но даже в сочетании с гитарой со стальными струнами без усиления акустический бас довольно быстро достигает своих ограничений по громкости.
 

УКОРОЧЕННАЯ ИЛИ ДЛИННАЯ МЕНЗУРА?

 

Укороченная мензура


Инструменты с более коротким грифом называются басами с укороченной мензурой. Они хорошо подходят для начинающих, детей и подростков. На них сравнительно легко играть, потому что лады расположены ближе друг к другу. Длина грифа варьируется от одного производителя к другому. 30 дюймов (762 мм) — это обычный размер укороченной мензуры. Хотя тон этих инструментов может быть на удивление округлым и жирным, он часто менее четкий и ясный. Это явление вызвано пониженным натяжением струн из-за меньшей длины.
 

Длинная мензура


Басы с длинной мензурой являются общепринятым стандартом, их длина составляет 34 дюйма (864 мм) от порожка до бриджа. Из-за более длинного грифа музыканту необходимо расставлять пальцы дальше, чтобы достичь больших интервалов, что может быть сложно для начинающих и детей. Однако эти инструменты обычно производят более определенный резкий тон, чем басы с укороченной мензурой. Еще они весят больше, нежели инструменты с укороченной мензурой. Из-за более длинного грифа, и, как следствие, высокого положения центра тяжести, вес головы грифа может быть более ощутимым.
 

Сверхдлинная мензура


У басов со сверхдлинной мензурой размером 35 дюймов (889 мм) или 36 дюймов (914 мм), которые производятся такими компаниями, как Lakland и Fodera, грифы еще длиннее. На пятиструнных моделях со сверхдлинной мензурой натяжение самых толстых струн увеличивается. Также возникают дополнительные трудности в достижении самых низких ладов.
 

БЕЗЛАДОВЫЕ, ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И БЕЗГОЛОВЫЕ БАС-ГИТАРЫ

Безладовый бас



У этих басов нет ладов на грифе, как и у оркестровых струнных инструментов. Достижение точной интонации на безладовом басу требует практики и хорошего слуха, поскольку во время игры настройку необходимо постоянно корректировать. На стандартной бас-гитаре лады обеспечивают точную сетку для двенадцати полутонов октавы. Напротив, на безладовом инструменте настройку можно регулировать непрерывно, и даже небольшие отклонения могут привести к плохой интонации. У безладовых басов характерный «певческий» тон, особенно подходящий для баллад. В качестве примера фантастического звука безладового инструмента послушайте бас Пино Палладино на некоторых треках Пола Янга из 80-х. Безладовые басы не слишком подходят для начинающих из-за вышеупомянутых трудностей интонации.
 

Вертикальный бас


Еще одна нестандартная форма – вертикальный бас. Его можно охарактеризовать как гибрид контрабаса и бас-гитары. Как и контрабас, инструмент устанавливается вертикально для игры стоя или сидя. Однако он изготовлен из массива дерева и требует электронного усиления.
Такой тип баса редко используется в рок-музыке, что обусловлено тем, что он ограничивает бас-гитариста фиксированным положением на сцене. Тем не менее, он широко используется в джазе и джаз-роке и был представлен широкой публике таким известным басистом, как Эберхард Вебер.
 

Безголовый бас



Басы без головы были в моде в 1980-х. Как следует из названия, у них отсутствует голова грифа, и гриф кажется обрубленным у порожка. Безголовый бас выглядит миниатюрнее и весит меньше стандартной модели. Хотя в 80-е годы бас-гитары были очень популярны, некоторые музыканты сейчас иногда смотрят свысока на их дизайн и высмеивают его. Тем не менее, находится достаточное количество бас-гитаристов, отдающих предпочтение именно такому дизайну.
 

ЗВУКОСНИМАТЕЛИ


Звукосниматели - важный фактор для тона бас-гитары. С помощью электромагнитного поля они преобразуют колебания струн в электрические сигналы, которые затем обрабатываются, усиливаются и передаются через динамики. В начале этой цепочки качество звукоснимателей является решающим элементом отличительного звучания басов.
Есть несколько разных типов звукоснимателей:
 

Синглы

Однокатушечные звукосниматели, или синглы — это звукосниматели в их самой простой форме. Одна катушка проволоки намотана вокруг магнита внутри корпуса. Этот тип звукоснимателя используется, например, в Fender Jazz Bass. Они обеспечивают удивительно воздушный и открытый тон, но они чувствительны к помехам от компьютерных мониторов, сценического освещения или флуоресцентных ламп в репетиционной студии. Однако возникающий гул устраняется при одновременном использовании двух звукоснимателей, как в случае с Jazz Bass.

Хамбакеры

Для борьбы с гудящим шумом, связанным с одиночными катушками, был разработан звукосниматель хамбакер. Здесь каждый блок имеет две катушки, одна из которых инвертирована по фазе, что эффективно устраняет гудение. Хамбакеры можно найти, например, в Music Man Stingray, который известен своим агрессивным драйвовым звуком и высоким уровнем выходной мощности.
Современные басы часто оснащаются хамбакерами с возможностью разделения. Это означает, что хамбакер может звучать как сингл, что расширяет спектр доступных звуков.
 

Сплит-катушки (тип P / тип PJ)

Звукосниматели типа сплит (разделенный хамбакер), можно найти на Precision Bass (звукосниматель типа P). Такой звукосниматель состоит из двух коротких одиночных катушек, расположенных со смещением, причем каждый звукосниматель покрывает только две из четырех струн. Поскольку две катушки расположены в непосредственной близости, помехи устраняются так же, как при действии хамбакера, но при этом сохраняется звучание одиночного звукоснимателя. На современных бас-гитарах хамбакер с разделенными катушками часто сочетается с отдельной одиночной катушкой (звукосниматель типа PJ). Расположение звукоснимателей на корпусе инструмента играет определяющую роль в звучании.
Пьезо-звукосниматели Вместо использования магнитного поля пьезоэлектрический звукосниматель улавливает колебания струны через пьезоэлектрическую керамику. Электрический ток создается за счет механического давления вибрирующей струны. Поскольку они не зависят от магнитных полей, пьезоэлектрические звукосниматели работают со всеми струнными инструментами, даже с нейлоновыми струнами. Пьезо-звукосниматели являются популярным выбором для акустических бас-гитар.

ЭЛЕКТРОНИКА

Бас-гитары подразделяются на «активные» и «пассивные». Это относится к интегральным электронным схемам. Большинство активных басов также можно установить в пассивный режим.
 

Пассивный:

Простая пассивная схема состоит из регулируемых резисторов (потенциометров). Они представлены в двух конфигурациях: со специальными регуляторами громкости для каждого звукоснимателя или с одним общим регулятором громкости и потенциометром баланса для смешивания звукоснимателей. Другой потенциометр в сочетании с конденсатором служит регулятором тембра. Он ослабляет высокие частоты, тем самым обеспечивая некоторый контроль над тоном баса.
 

Активный:

На активном басе регулятор тембра не только ослабляет частоты, но и может их усиливать. Чтобы добиться такого усиления, бас должен стать «активным», а не оставаться «пассивным». Схема усиления обычно питается энергией от одной или двух 9-вольтовых батарей, размещенных в небольшом отсеке на тыльной стороне баса. Звуком активного баса можно управлять, как стереосистемой, регулируя высокие, низкие и иногда средние частоты. Активные басы обычно немного дороже пассивных. Не забывайте носить с собой запасные батарейки в чехле, если у вас активный бас.
Некоторые басы имеют дополнительные элементы управления и переключатели, например, для изменения полярности катушек или изменения частотных диапазонов потенциометров. Некоторые потенциометры могут также служить переключателями: «двухтактные потенциометры» имеют функцию переключения, которая активируется нажатием на ручку. Переключение между активным и пассивным режимами часто используется для потенциометров этого типа.
Какой дизайн схемы вы выберете, полностью зависит от вас. Некоторые бас-гитаристы ценят «чистый» звук своих пассивных басов, в то время как другие музыканты не хотят упускать широту возможностей активного баса.
 

КАК ЗВУЧАТ РАЗЛИЧНЫЕ ПОРОДЫ ДЕРЕВА?

 
Купить бас гитару
Выбор древесины для бас-гитары – важный момент, ведь дерево определяет тональные характеристики. Клен, бубинга, палисандр, дуб, венге, орех, ясень и красное дерево - одни из самых популярных пород дерева для корпуса и грифа бас-гитары.
 

Наиболее важные типы и их звуковые характеристики:


Клен. Прозрачный и чистый звук клена характеризуется точными высокими и низкими частотами и ценится не только для бас-гитар, но также для джазовых и электрогитар, и оркестровых струнных инструментов. Благодаря своей жесткости клен также является лучшим выбором для изготовления грифов.
Бубинга. Этот вид древесины происходит из Экваториальной Африки от юго-запада Нигерии до Камеруна и от Габона до региона Конго. Это декоративная, иногда сильно мраморная древесина твердых пород, которая легко резонирует и обеспечивает чистые низкие частоты и определенные средние и высокие частоты.


Эбеновое дерево. Как и палисандр, эта тропическая древесина отличается плотностью и твердостью выше среднего, что делает ее популярным выбором для изготовления накладки на гриф.

Ольха. Ольха — это звуковая древесина средней плотности, обеспечивающая богатый обертонами, сбалансированный звук с сдержанными высокими и низкими диапазонами. В основном используется для корпусов.


Ясень. Эта классическая басовая древесина известна своим мощным звуком и быстрым откликом. По сравнению с ольхой, он звучит суше и менее сбалансировано, с менее выраженными средними частотами и более жестким диапазоном высоких частот. Наряду с ольхой, ясень является наиболее широко применяемой породой древесины для изготовления корпусов электрогитар и бас-гитар.


Болотный ясень. Эта разновидность ясеня растет во влажных, болотистых местах. Часть ниже ватерлинии используется для изготовления басов. По сравнению с обычным ясенем, его звук намного более сбалансирован, с умеренным диапазоном высоких частот и большим количеством низких частот. Кроме того, болотный ясень часто легче своего «сухого» аналога - еще одна важная характеристика при изготовлении инструментов.


Коа. Эта порода древесины произрастает на Гавайях и отличается очаровательной мраморностью. Первоначально коа использовался исключительно для укулеле. В течение 20-го века многие американские производители гитар открыли для себя преимущества этого замечательного материала. Koa обеспечивает очень чистый, прозрачный звук с ярко выраженным диапазоном средних частот.


Липа. Липа – древесина средней плотности и относительно мягкая. Он производит ровный тон с ярко выраженным средними частотами и смягченными верхними и низкими частотами с ровным сустейном. Инструменты из этой породы дерева особенно популярны в жанрах тяжелой музыки.


Красное дерево. Красное дерево - одна из самых популярных и гибких пород дерева для изготовления гитар. Его тон богат сустейном, теплым и сбалансированным, с ненавязчивыми высокими частотами и певческими обертонами. Чтобы придать инструментам с корпусом из красного дерева большую напористость, его часто комбинируют с кленовым топом (например, Gibson Les Paul).


Нато (восточное красное дерево). Звуковые характеристики этого дерева напоминают характеристики красного дерева, но добывается эта древесина гораздо легче. Поэтому это популярный выбор для менее дорогих инструментов.


Ованкол. Ованкол также напоминает красное дерево и обеспечивает богатый сустейн и теплый, сбалансированный тон с сдержанным диапазоном высоких частот и певческими гармониками.


Палисандр. Как и эбеновое дерево, палисандр отличается исключительной плотностью и твердостью. Он очень жесткий и особенно подходит для накладки на гриф. Звучание палисандра самое теплое из всех пород древесины.


Тополь. Тополь имеет аналогичные характеристики с липой. Он относительно дешев и чаще всего используется для недорогих инструментов. Тополь отличается чистым звучанием, в котором наиболее выражены средние частоты.


Орех. В последнее время орех пользуется все большей популярностью у басистов. Он имеет привлекательный цвет и воспроизводит сбалансированный тон с мягкими низами, динамичными средними частотами и приятными верхами.


Венге. Венге - относительно плотная, тяжелая древесина, которая дает ярко выраженные средние частоты и мягкие, приятные басы. Благодаря своей устойчивости венге часто используется для изготовления грифа и накладки на гриф.